Революция 1905 года
Революция 1905 года
События 1905 года очень повлияли на творчество поэта. Революция вырвала его из привычного восприятия мира, она напоминала стихию, непостоянство природы и это отразилось на его поэзиях. Прекрасная Дама отошла на второй план, вместо нее появилась метель, вьюга, бродяжничество. Блок обращается к образам Снежной Маски, Фаины, Незнакомки. Любовная лирика сама по себе начала играть второстепенную роль.
Именно в то время Блок серьезно увлекся театром и даже стал писать пьесы. Дебютной работой в этом направлении стала пьеса «Балаганчик», которую режиссер Всеволод Мейерхольд поставил в 1906-м на сцене театра Веры Комиссаржевской.
Александр всегда относился к своей жене с обожанием, однако не запрещал себе влюбляться в других женщин. В 1906 году он встретил Н.Волохову, актрису театра Комиссаржевской, и воспылал к ней пламенной страстью. Ее образ вскоре появился в его новых философских поэзиях – цикле «Фаина», книге «Снежная Маска». Она стала прототипом героинь в пьесах «Король на площади» и «Песня Судьбы».
Ближе к концу 1900-х Блок отошел от любовной лирики. Теперь в его поэзии преобладает социальная направленность, отношения интеллигенции с простым народом. Стихи того времени ясно показывают, что его индивидуум переживает кризис и упорно пытается найти свое место в этом реальном мире. В его стихотворениях Родина ассоциировалась с любимой супругой, поэтому патриотизм его произведений ставал особым, личностно-индивидуальным.